
Окрашивание древесины маслом это сложный поэтапный процесс, имеющий множество не очевидных, но важных правил. Каждое из них следует выполнять правильно и строго поэтапно. Только в этом случае покраска получится красивой и надежной. В этой статье мы подробно разберем основные правила окрашивания, и типовые ошибки при их реализации.
Все этапы процесса покраски и обычные ошибки, можно оформить в следующие моменты.
Фото 1. Хотите идеального внешнего вида для ваших строений? Рассказываем как сделать!
Древесина - это натуральный пористый биоматериал. Для хорошего результата окрашивания дерево перед покраской обязательно шлифуют. При создании, деревянные изделия могут иметь природные и технические дефекты. Это смоляные карманы, риски от фрезы, непростроги, вырывы в районе сучков и другое. Шлифование их убирает.
Фото 2. Этап шлифовки поверхности
Обычно шлифовка фасада проводится в два этапа.
Шлифование внутренних стен дома завершается абразивом Р 120 – Р 150. Для паркетного пола это абразивы Р 120 – Р 150. Обработка мебели Р 150 – Р 180 – Р 220.
Фото 3. Уже зашлифованная ЭШМ поверхность
При хорошей строжке деревянные изделия выглядят гладкими, и ошибочно кажется, что шлифовка им не нужна. Это неверно. Если изделие рассмотреть в микроскоп, то на их поверхности видна блестящая пленка. Это смола, которая полностью закрыла поры древесины. В такое не отшлифованное деревянное изделие масло фактически не будет впитываться. Оно останется на поверхности и не прослужит положенный срок. При этом общая эстетика покрытия будет нарушена и красивого результата не получится. Поэтому перед окрашиванием следует строго соблюдать все этапы шлифования.
Водные масла при применении поднимают «ворс» древесины, это видно при проявлении пятен на поверхности изделий. Что бы убрать этот эффект, перед нанесением второго слоя масла, проводят межслойную шлифовку. Она делается абразивом Р 500 – Р 600. Если вставший ворс очень ярко выражен, то используется более грубый абразив Р 250 – Р 320.
Фото 4. Шлифовка деревянных изделий на нашем производстве
Процесс надо проводить очень мягко, чтобы не протереть насквозь слой масла на поверхности древесины. Сила нажатия на абразив такая, словно вы вытираете тряпкой пыль с мебели. Эта процедура дополнительно улучшает адгезию (сцепление) между слоями краски.
Лучше всего использовать для шлифования эксцентриковую машинку с пылесосом. Это поможет сразу убрать пыль с поверхности еще на стадии шлифования.
Фото 5. Следующий этап - обеспыливание изделия и/или поверхности
Если шлифовка проводилось обычной орбитальной эксцентриковой машинкой, после этого необходимо обеспылить поверхность. Для этого следует применять строительный пылесос, либо можно сдуть древесную пыль сжатым воздухом из компрессора. Это обязательная процедура. Неубранная пыль, на которую нанесли масло соберется в видимые комочки под слоем красителя, и испортит весь результат работ.
Масла бывают водные, органорастворимые, и с 100% сухим остатком. Для каждого типа масел следует использовать свой инструмент.
* Для окрашивания больших вертикальных и горизонтальных поверхностей используют велюровый валик с высотой ворса на шубке не более 4 мм. Водорастворимые масла наносят тоже валиком из микрофибры. Его ворс так же не должен превышать 4 мм.
Каждый образец древесины имеет свои уникальные свойства по передаче цвета маслу. Натуральный цвет дерева так же влияет на конечный результат окрашивания. Плотность у древесины разная даже в пределах одной породы. Она прямо влияет на впитываемость красителя и конечный цвет краски. Поэтому следует всегда перед окрашиванием сделать контрольный выкрас. Это поможет вам понять, как масло будет выглядеть на вашем доме.
Фото 6. Выкрасы лессирующими на нашем производстве
При этом бревно впитывает масло гораздо сильнее чем обшивочные доски. Это так же влияет на цвет поверхности. Поэтому лучше всего контрольные выкрасы для сруба делать прямо на его бревнах.
Перед началом работ по окрашиванию дома, наши маляры всегда сделают небольшие выкрасы на определенном участке стены. Это необходимо, чтобы вы сразу увидели какой будет оттенок на фасаде. Только после согласования выкрасов с заказчиком можно начинать работу по окраске фасада.
Фото 7. Обратите внимание, что у срощенного бруса ламели разного цвета
Клееный брус, особенно срощенный, имеет в себе ламели разного цвета. При окрашивании это так же дает разнотон. Поэтому необходимо делать выкрасы на брусе в участках где соединены ламели разного цвета. Это делается для того чтобы увидеть финишный оттенок всех ламелей.
Важное замечание. Цвет масла в банке всегда не идентичен цвету окрашенных стен. Попытка «попасть в цвет» масла в емкости ошибочна. При окрашивании поверхности следует ориентироваться только на контрольный выкрас.
Пигменты в масле значительно тяжелее самого продукта, поэтому они оседают на дно емкости. Прежде чем начать работы, масло в банке следует тщательно перемешать палочкой. Обычное встряхивание банки не дает такого эффекта.
Фото 8. Дом до реставрации нашими специалистами
После покраски первого или второго слоя, следует убирать излишки масла ветошью. На поверхности стен не должно быть видно следов от кисти, подтеков, переходов, наплывов. Подложка должна быть равномерно окрашена, и сквозь слой масла отчетлива видна структура древесины. Все это по совокупности покажет, что масло нанесли правильно.
На поверхности второй слой масла, должен быть защитным. Это равномерное покрытие с одинаковым блеском по всей плоскости фасада. После полимеризации масла, часть защитного слоя уйдет в древесину, другая часть останется сверху, и поверхность станет однородной.
При обновлении старого покрытия, если оно сильно изношено, не следует экономить, а надо наносить два слоя масла. Во время нанесения второго слоя масла, его необходимо равномерно растягивать кистью по поверхности. При этом кисть держится под углом к поверхности в 45 градусов.
Фото 9. Дом после реставрации
Для того что бы правильно нанести масло на фасад, лучше всего делегировать этот процесс профессионалам. Маляры компании «ЛесоБиржа» с удовольствием готовы вам помочь в этом. У сотрудников опыт окрашивания больше 10 лет. Доверив это нам, вы получите гарантированный профессиональный результат.
Производители масле рекомендуют проводить покраску при температурах от + 12 до + 30 градусов. Во время температуры свыше 30 градусов нельзя красить маслом, особенно это касается солнечных сторон дома. При высоких температурах масло начнет быстро полимеризоватся еще до того, как оно впитается в древесину. Это нарушит технологию нанесения краски, и снизит общий период эксплуатации.
Фото 10. Результат не следования рекомендациям по покраске
При сильном перепаде дневных и ночных температур красить нельзя. Если днем градусник показывает + 12 – + 18 градусов, а ночью температура падает до + 5 – 6 градусов, масло ночью не будет нормально сохнуть. Масло не станет нормально впитываться в древесину. Оно в большей части будет желироваться, и неправильно полимеризоватся на поверхности. В итоге покрытие прослужит меньше заявленного срока.
Во время нанесения масла, следует обязательно соблюдать график температур на улице. Это важный аспект, который обязательно повлияет на срок службы покрытия.
Производители красок рекомендуют проводить окрашивание при влажности древесины не выше 12%. Однако в основном на рынке в РФ, продается более влажная древесина, поэтому допуск дерева к покраске, расширен до влажности 18%. Необходимо понимать, что процесс окрашивания происходит следующим образом.
Молекула красителя с поверхности проникает в клетки и межклеточное пространство древесины, и замещает там собой воду. Чем влажнее дерево, тем хуже происходит этот процесс. Поэтому на влажной древесине краска будет хуже работать, и по итогу прослужит меньше заданного срока.
Фото 11. Игольчатый влагомер
Измерить влажность дерева можно игольчатым влагомером. Лучше всего его применять по центру досок, так данные будут более точными. Если показания влагомера находятся в допустимом диапазоне, то можно начинать окрашивание.
Когда на поверхность фасада выпадает утренняя роса, даже если она там находится в небольших количествах, необходимо сразу же перед окрашиванием насухо протереть тряпками поверхность. Если этой процедурой пренебречь, и начать наносить масло, то после его высыхания на стене останутся пятна.
Масло для работы снаружи необходимо обязательно колеровать. Пигменты, которые содержатся в колеровочной пасте будут защищать древесину от процессов фотохимической деструкции. Лучи УФ излучения, которые разрушают лигнин в дереве, будут отражаться от пигментов и не смогут повреждать древесину.
Уровень защиты от ультрафиолета, прямо связан с количеством пигмента в масле. Когда пигмента в краске много, то ультрафиолет будет отражаться наружу и рассеиваться. Он не сможет повредить дерево подложки. Так же пигмент обладает армирующими свойствами для защитного слоя масла. Он делает его прочнее. Такой краситель с достаточным количеством пигмента прослужит дольше.
Фото 12. Варианты цветных насыщенных пигментов для колеровки на выкрасах
Если пигмента мало или его нет вообще, то солнечные лучи начнут планомерно разрушать древесину. Она приобретет характерный сероватый или черный цвет, и ее поверхностные слои станут рыхлыми. Они проникают в древесину на 1 – 2 миллиметра. Убирается посерение только шлифованием. Вывод: масло, спланированное для наружной работы необходимо обязательно колеровать.
Бытует точка зрения, что темные красители лучше всего защищают древесину от ультрафиолета. К примеру оттенок «золотистый»: в нем находится 7 граммов пигмента на 1 литр продукта. В цвете «золотистый тик» уже 29 грамм пигмента на литр масла. Для оттенка «черный кофе» используется 36 грамм пигмента на литр. В этих условиях видно, что из данных цветов, лучше всего будет стоять на фасаде темный цвет «черный кофе».
Фото 13. Выкрасы на термолиственнице в более спокойных натуральных тонах
Однако есть и светлые цвета с большим количеством пигмента. К примеру, у цвета «темный орех» 39 грамм пигмента на литр. Оттенок «сливки» имеет 48 грамм пигмента в литре масла. У цвета «песчаный замок» 99 грамм пигмента на литр краски. В этом случае светлые цвета «сливки», и «песчаный замок» будут стоять лучше, чем темные тона, «черный кофе» и «темный орех». Это произойдет именно за счет большего количества пигмента в красителях.
Когда вы используете на внешних стенах дома оттенки с малым количеством пигмента типа «золотистого тика», в состав масла следует добавить специальное защитное средство от ультрафиолета. Это состав «Biofa» 2108. Средство представляет собой диоксид титана (белый цвет) в очень мелком помоле. Оно не изменяет начальный цвет масла. Состав добавляют в размере 5 – 10% в исходное масло. Диоксид титана усиливает защитные качества масла за счет рассеивания им УФ излучения. Древесина долго не будет сереть от солнца.
Фото 14. Защитный состав Biofa 2108
При окрашивании солнечной стороны дома следует добавлять в масло состав «Biofa» 2108, это продлит его срок работы по защите древесины. На теневой стороне этого делать не имеет смысла. Состав работает в комплексе. Пигменты масла отражают УФ излучение, а диоксид титана его рассеивает. Получается надежная гибридная защита древесины от солнца.
Во время сушки масла одновременно происходит две процедуры:
Результатом обоих процедур является полная полимеризация масла внутри и снаружи древесины.
Фото 15. Планкен экстра из сосны с идеально высушенным маслом на нём
Высыхание красителя происходит поэтапно:
Важный аспект. При взаимодействии масла с воздухом выделяется тепло. Эта реакция происходит в том числе с тряпками, и ветошью, которые применялись при покраске. Из них тепло отдается в воздух лишь частично, поэтому есть опасность их воспламенения. В целях пожарной безопасности запачканные маслом тряпки и ветошь, следует хранить вне дома в металлическом контейнере.
После нанесения масла в емкостях остается некоторое количество состава. Не следует допускать наличие 3 – 4 литров масла в 10 литровой банке. Остатки масла лучше перелить в емкость где состав займет хотя бы 3/4 от объема. Банка должна герметично закрываться.
Фото 16. Промасленную ветошь после использования лучше хранить в металлической таре, во избежание самовоспламенения
Краски лучше всего хранить в темном помещении с постоянной температурой от + 15 до + 25 градусов. Это может быть теплый гараж, чердак, сухой погреб.
При повторном использовании для обновления, в банке на поверхности краски может образоваться пленка и сгустки, тогда масло надо будет процедить через сито, либо через марлю.
Когда на деревянных стенах фасада появляется грибок в виде синевы или черноты, владелец пробует их очистить хлорным отбеливателем. Мы не рекомендуем использовать перед покраской хлорсодержащие отбеливатели. Соли которые содержатся в их составе проникают вглубь древесины. Они остаются там и при увлажнении поверхности дерева натягивают влагу внутрь. При этом они изнутри будут разрушать нанесенный краситель. Даже хорошее масло будет разрушатся, и утратит свой внешний вид.
Фото 17. Средство для очистки налета от Biofa
Синеву и черноту от грибка лучше всего снять путем шлифования поверхности грубым абразивом Р 60 – Р 80. Эти биопоражения проникают в древесину не глубоко, на 1 – 2 миллиметра, и хорошая шлифовка успешно их убирает. После, перед самой покраской следует пройтись по стенам абразивом Р 100 – Р 120, удалить от него пыль, и можно красить.
Акриловые и алкидные пропитки для дерева от других производителей, плохо сочетаются с маслами «Biofa». Их не следует применять при окраске этим маслом. Эти пленочные системы будут мешать работе масла.
Фото 18. Специальный грунт-антисептик BIOFA 8750
Составы «Biofa» необходимо использовать с антисептическим грунтом от такого же производителя. Тогда масло ляжет правильно и будет работать весь заявленный срок. Химические формулы масел «Biofa» рассчитаны на взаимодействие с антисептическим грунтом от той же компании. Поэтому следует использовать тот же антисептик, либо если это возможно, работать вообще без него.
Для защиты дома от осадков используются элементы его конструкции. В первую очередь это свесы кровли. Для одноэтажного здания они должны быть длинной 80 – 90 сантиметров, двухэтажного они идут 120 – 130 см. Свесы не позволят воде с крыши стекать по стенам фасада. Без свесов вода будет быстрее попадать на фасад и разрушать масляное покрытие.
Придомовая терраса должна иметь уклон в 2 – 3 градуса, так же необходимо оставлять компенсационные зазоры между панелями. Уклон террасы и зазоры в ней помогут уйти дождевой воде с настила.
Наша компания «ЛесоБиржа» занимается строительством и покраской загородных домов уже более 10 лет. За это время наши сотрудники наработали солидный опыт подобных работ. Если вы пожелаете мы с удовольствием поможем вам окрасить дом. Обращайтесь пожалуйста, и вы получите настоящий профессиональный результат.
Так же вы можете приобрести у нас на сайте все оригинальные масла «Biofa».