Мы построили или купили дом из дерева, теперь перед нами стоит важная задача — правильно его покрасить. Ведь от этого будет зависеть не только правильная и долгая эксплуатация дерева, но и весь внешний вид, вся эстетическая составляющая проекта.
Большинство людей сталкиваются с выбором трех схем покраски:
- укрывная (закрываем плотно текстуру),
- лессирующая (когда текстура видна),
- бесцветная (желание сохранить дерево естественным).
В линейке компании «Osmo» есть все эти варианты, и в этой статье мы подробно рассмотрим каждый из них.
Прежде, чем приступить к покраске древесины, необходимо вооружиться восьмью важными правилами, без соблюдения которых вас будет ожидать разочарование.
Фото 1. Обучение сотрудников "ЛесоБиржа" от компании OSMO
Все нюансы важны
1 Правило. Перспектива долгосрочной эксплуатации покрытия напрямую связана с влажностью древесины. Обязательно нужно сделать замер влажности перед покраской, с помощью влагомера. Показатели должны быть в диапазоне 12—20%, а влажность лиственницы 12—16%.
Фото 2. Контроль влажности древесины
Почему это важно? Давайте разберем. Как у нас работает масло? Оно работает по принципу проникновения в поры. Когда в порах стоит вода, то масло туда не попадает, соответственно не проникает на необходимую глубину и впоследствии быстрее вымывается и истирается мелким абразивом, который несет с собой ветер.
Выбор прозрачного или укрывного состава
2 Правило. Выбор прозрачного или укрывного состава должен определяться тем, где состав будет работать, а не эстетическим представлением владельца дома.
Фото 3. Цветные масла прозрачные от OSMO
Фото 4. Защитное масло-лазурь для древесины от OSMO
Если, например, выполнить обновление, реставрацию, старого сруба прозрачной или лессирующей лазурью (Holzshutz lasur), то результат может не устроить, потому что даже при хорошей шлифовке убрать весь выгоревший, посеревший, поврежденный синевой слой получится не всегда. Под прозрачными и полупрозрачными маслами старая древесина не всегда «расцветет» по-новому.
Поэтому для реставрации старых фасадов или срубов, где визуально видно сильно посеревшие участки, лучше применить масла с высоким содержанием пигмента, например Landhausfarbe, которые сильно отличаются от стандартной пленочной укрывной краски, полностью не скрывают узор твердых и мягких слоев дерева, но при этом служат в разы дольше лессирующих продуктов и скрывают под собой все, даже синеву и серость.
А вот если ваш дом новый, то прятать красоту под укрывной составом не стоит и лучше применить полупрозрачные масла, например Holzshutz lasur Osmo. А вот полностью бесцветные, даже с содержанием серебра, которое должно отражать УФ-лучи, мы не рекомендуем. Потому что срок службы, при высокой стоимости бесцветных масел, слишком мал. Лучше все же использовать слегка пигментированные составы и забыть лет на 10 про обновление защитного слоя ЛКМ. Важно знать, что продукты «Osmo» хорошо сочетаются и обновить лессирующую покрытие, вы сможете слоем укрывного.
Фото 5. Нанесение масла на древесину
Фото 6. Нанесение масла OSMO
Обновить масло “Osmo” очень просто. Помыть, тем самым обеспыливание фасад, провести легкую шлифовку (матирование), без снятия слоя, тем самым убрав выступившие смолы, а затем нанести всего один слой. Это прекрасная экономия времени и денег, ведь в случае с пленочными составами, при обновлении, приходится полностью вышлифовывать, до дерева, старое покрытие.
Фото 7. Семинар по нанесению масел ОСМО на древесину
Регион и выбор масла
3 Правило. Если вы проживаете там, где очень много солнца и жары, то ваш выбор должен пасть в пользу укрывистых масел, так как прозрачные будут очень быстро выгорать и требовать частого обновления. Здесь используйте Landhausfarbe, т.е. те составы в которых есть пигмент, так как именно пигмент противостоит УФ-излучению и защищает дерево.
Фото 8. Непрозрачная стойкая краска OSMO Landhausfarbe для наружных работ
Напротив, там, где большая влажность, дожди, например, в Санкт—Петербурге, полупрозрачные, лессирующие масла показали себя наилучшим образом (420 масло Osmo с прекрасной гидрозащитой и способностью подчеркивать текстуру дерева).
Фото 9. Защитное масло OSMO UV-Schutz-Öl Extra (420 бесцветное)
В московском регионе нужно быть внимательнее. У нас есть и затененные поселки, где много деревьев и очень солнечные, где фасад дома находится все время под агрессивным воздействием. Поэтому выбирать насыщенность оттенков нужно руководствуясь условиями. Там, где тень масла могут быть и лессирующие и укрывные, а там где много солнца, там только укрывистые.
Как рекомендация от наших специалистов — посадите деревья на солнечной стороне вашего дома, так, чтоб они своей листвой защищали фасад дома от солнца и тем самым продлевали эксплуатацию масла и экономили ваши деньги.
Конструктивная защита фасада
4 Правило. Рекомендация высадить деревья актуальна еще и потому, что снижает ветровые нагрузки, которые многие не знают, не учитывают и недооценивают, а зря. Частички пыли, которые несут с собой ветра, тот же абразив с помощью которого происходит шлифовка. Постоянное воздействие ветровых нагрузок истирает масло, снижает срок эксплуатации, поэтому конструктивная защита в виде деревьев очень актуальна.
К конструктивной защите так же нужно отнести вынос свесов кровли и отливы, которые нужно предусмотреть при проектировании дома или обращать внимание на наличие оных, при его покупке. Широкие свесы защищают фасад от ультрафиолета, косого дождя. Многие люди, погнавшись за модой, построили дома без свесов, по типу «куб». Каждый такой проект потребует гораздо более частой реставрации, чем проект с широкими свечами и высоким цоколем.
Фото 10. Широкие свесы защищающие крашенный фасад
Высокий цоколь из не промокаемого материала так же является конструктивной защитой, так как дождь отскакивая от отмостки попадает на цоколь, а не на дерево. Дождевой отскок может достигать 30-40 см и это нужно учитывать. Высота цоколя может защитить не только от преждевременного разрушения ЛКМ (лако—красочного материала), но и спасти вас от более затратной процедуры — замены пары венцов дома или нижней части навесного фасада.
Фото 11. Окрашенный маслом сруб
Правильные руки
5 Правило. Чтобы хорошо покрасить, нужны люди, которые красят хорошо. С опытом. Умеющие читать технички производителей. Знать процесс. Разные продукты требуют разного подхода, разного зерна при шлифовке и разных инструментов (например, шлифовка под Landhausfarbe осуществляется только 80 зерном, чего нельзя делать под любые лессирующие продукты ни “Osmo”, ни другого производителя.
Фото 12. Обучающий урок покраски от OSMO
Фото 13. Обучение наших сотрудников от компании OSMO
Бывает и так. Заказчик купил/построил дом из клееного бруса или из бревна, вложив в него много денег. Затем купил дорогое масло, а по совету хорошего консультанта, еще и грунт-антисептик. Звонит и рассказывает нам, что не может покрасить, не получатся, пятниц, масло бракованное.
Приезжаем на объект, а там орлы с «15 летним стажем», всю жизнь красили дома, но красили чем-то другим. Просто не читали техкарту. Не знают, что ее надо читать. А то и вовсе те, кто держит кисть первый, второй раз в жизни.
Фото 14. Линейки продукций ОСМО для внутренних работ
Антисептик нужен при определенных условиях
6 Правило. В некоторых маслах довольно много биоцидов и они могут работать как самостоятельное покрытие, а в некоторых их нет.
Например, Holzshutz lasur от “Osmo”, содержит в себе биоциды, а вот Landhausfarbe является универсальным маслом, которое подойдет и внутри и снаружи помещения, не имеет в составе антисептика, безопасен даже для детских игрушек, поэтому для наружных работ требует предварительной обработки антисептиком.
Фото 15. Метод окунания в антисептик
Фото 16. Антисептик для дерева в нашем цеху
Но и тут есть но. Если мы красим новый фасад или ваш дом под реставрацию фасада расположен рядом с водоемом, то антисептировать нужно в любом случае. А вот если это реставрация в сухом месте, то антисептик вам не понадобится.
Важно: если ваш дом простоял 10 лет и с ним ничего не случилось, то при реставрации можно не применять антисептик, с ним ничего не произойдет.
Фото 17. Сотрудник "ЛесоБиржа" - Сергей на семинаре
Инструмент и технология
7 Правило. Тут рекомендации простые. Кисти должны быть жесткие и средней жесткости, чтобы хорошо растягивать масло по дереву. Технология подразумевает хорошее взбалтывание масла в банке с помощью палочки (для того чтобы перемешать пигмент осевший на дно) и нанести масло в среднем по 35 грамм на слой. Есть исключение — однослойная лазурь “Osmo” Einmal-Lasur HS PLUS, где наносится 40 грамм на один слой (быстро, бюджетно и надежно).
Фото 18. Продукция OSMO
Фото 19. Продукция OSMO
Отсутствие осадков при нанесении масла
8 Правило. Если вы будете красить по сырому, то масло будет смываться. Нужно обращать внимание на погоду. Прошел дождь, поднял ворс на дереве, нанесли масло — пятна, расход больше.
Но и красить на жаре, когда солнце в зените, не стоит, правильнее с маслом работать по теневым сторонам, когда прямые солнечные лучи не попадают на фасад в момент покраски.
Фото 20. Покраска сруба маслом в тени
Нюансов, на самом деле, в покраске много. Эти нюансы, постепенно, с опытом, мы собираем, храним и передаем нашим сотрудникам. Наша команда занимается покраской в цехе и на выезде, реализацией различных покрытий для дерева и с удовольствием проконсультирует вас по продуктам, нанесению и любым другим вопросам по покраске и реставрации вашего дома.