Название вагонка, произошло из места первого использования этих шпунтованных досочек. Ими обшивали в начале 19 века, внутри и снаружи вагоны РЖД. В 1950 годах, когда начался массовый демонтаж знаменитых теплушек, эти досочки поступили в гражданский оборот. С высокой степенью вероятности, именно тогда, профессиональное строительное название шпунтовка, было вытеснено словом вагонка. В беседе обывателей далеких от строительства, сложный для понимания термин шпунтовка не прижился, а вот упрощенный - вагонка, говорящий о месте, где такие досочки ранее применялись, замечательно обосновался. Такое вот интересное, не имеющее аналогий, словообразование.
Размеры, вид и качество досочек регулирует с одной стороны ГОСТ 8242 – 88, а с другой стороны персональное ТУ производителя продукции. ГОСТ 8242 – 88 формирует нижний предел качества, опускаться сквозь который не рекомендуется. Производитель в праве корректировать разделение на сорта расширяя их количество. Разные бывают маркетинговые ходы. Евростандарт, Экстра - люкс и.т.д. Однако требования к ним, не должны быть ниже чем те, что проходят по ГОСТ. Выше, улучшая качество доски можно, а вот ниже нельзя категорически. Нельзя называть сорт Экстра - люкс, вагонку из ангарской сосны, если на пласти попадаются по 1 сучку на погонный метр доски – это допуски сорта Прима. А вот назвать Прима люкс, сорт, где всего один здоровый сучок на 4 – 6 метровую досочку, можно. Потому что в этом случае качество Примы люкс, будет по-честному, безусловно выше качества обычной Примы. Тогда Прима люкс займет достойное и правдивое место между Примой, где возможен 1 сучок на погонный метр, и без сучковой Экстрой.
Основной диапазон размеров вагонки выглядит следующим образом 2 м, 2.5 м, 3 м, 4 м, 5 м. 6 метровые панели встречаются в продаже, но это редкость. Бывает северная (архангельская и вологодская) сосна 6 м и ангарская сосна 6 м. А вот кедр, липа и лиственница 6 м размера редко попадаются. При покупке лучше выбирать именно ходовую длину нужной вам породы, в периоде от 2 до 5 метров. В случае ремонта, когда возникнет необходимость замены ряда досок, вам будет проще подобрать аналог, по длине и ширине.
Размерные характеристики играют роль. Чем длиннее досочка, тем она дороже. Стоимость возрастает по экспоненте в геометрической прогрессии, одновременно с длиной вагонки или евровагонки, профиль тут практически не влияет. Этот экспоненциальный рост цены, связан одновременно с снижением сортности на длинных досках и общим расходом древесины на их создание. Плюс играет роль транспортировка. Длинномерные досочки логистически, значительно дороже доставлять.
Фото 1. Вагонка из ангарской сосны длиной 2,5м.
Тип древесины, ее сорт, традиционное место использования, и прогнозируемая производителем стоимость вагонки или евровагонки, совокупно влияют на размер доски.
Бревно обрабатывается на лесопильных рамах, фрезами, по принципу «квадрат в круге». Вначале, со всех четырех сторон воображаемого «квадрата», снимается горбыль. Потом, так же с четырех сторон, срезается необрезная доска. Зачастую вагонка блок хаус небольшой ширины, вырезается из такой доски.
Теперь на раме у нас лежит квадратный брус с обзолом, из которого строгается вагонка. От ширины его боковой плоскости и зависит максимальная ширина будущей вагонки. Доски из боковой части этого бруса служат заготовками для вагонки. Доски из центральной части бруса, включающие сердцевинную трубку, не используют. Их качество стабильно низкое.
Фото 2. Распил бревна
Размеры фрезерованной доски, определяются стандартным размером доски до ее фрезерования, это лаконичное изречение из «Справочника мастера деревообработки», подчеркивает прямую взаимосвязь всех размеров (длинны, ширины и толщины) вагонки с размерами обрезной доски из которой ее выстрогали.
Фото 3. Вагонка из ангарской сосны толщиной 15мм
Короткие досочки всегда ощутимо дешевле в диапазоне своего сорта. Такие проще подобрать по критериям допусков сортировки. По сути производственного процесса, они отходы чистовой обработки длинных досок. В длинных зачастую встречаются мертвые сучки, которые со временем могут выпасть. Их срезают путем торцевания увеличивая сортность доски.
Некоторые «специалисты» считают, что можно использовать вагонку ориентируясь только на длину доски, полностью игнорируя породу древесины, из которой вагонка сделана. Попытки классифицировать вагонку для применения, только по размерам, игнорируя особые свойства и качества каждой породы древесины, показывают удручающе низкую компетенцию таких «экспертов». Они считают, что все породы по умолчанию обладают сходными свойствами. Это категорически не верный вывод. Порода древесины — это важнейший фактор, влияющий на ее функционал, как строительно отделочного материала. А ведь еще и профиль вагонки играет роль, и во многих ситуациях, отнюдь не только декоративную, которой можно пренебречь.
Длинна вагонки 2 – 3 метра
Вагонка из северной сосны (архангельская и вологодская), ангарской сосны, сибирской лиственницы, такой длинны, хорошо подходит для внутренней отделки небольших помещений в загородном доме или даче. Плотникам будет меньше работы с резом доски в размер. Ангарская сосна предпочтительнее, ее коэффициент радиальной, тангенциальной и объёмной усадки, значительно ниже чем северной сосны и лиственницы. Профиль доски можно штиль, но лучше или евровагонка, или карельский.
Вагонка из кедра или липы в этой длине 2 – 3 метра, отлично подойдет для отделки парной в бане или сауне. Эти размеры евровагонки из липы эталонный выбор для парной. Стабильность у древесины липы и кедра великолепная, значит визуально видимой усадки не будет. Смолотечение фактически отсутствует, теплопроводность низкая. Следовательно, не произойдет ожогов не от смолы, не от нагрева материала, при касании телом к доске. Профиль лучше евровагонка или «карельский».
Фото 4. Вагонка имитация бруса карельский профиль, идеально подойдет для помещений с сильными перепадами температуры и влажности
Самые популярные длины вагонки для внутренней отделки загородных домов, дач, беседок, летних кухонь. В случае, если требуется украшать ей изнутри дом с сезонным проживанием, там, где есть серьезные перепады температуры и влажности, то лучше выбирать вагонку из ангарской сосны или кедра. Профиль евровагонка или «карельский».
Евровагонка и имитация бруса «карельский профиль», отличаются от других профилей увеличенной длинной шипа, глубиной паза, и длинной верхней части паза. Длинна шипа евровагонки 10 мм, у имитации бруса карельский профиль шип 15 мм. У других профилей вагонки шип типовой длинны 5 мм, паз соответственно, такой же. Во время неизбежного изменения геометрии вагонки, мы говорим о усадке. Верхняя полочка паза и шип, двигаясь навстречу друг другу, закрывают собой образовывающуюся щель в обшивке. В итоге, отделка сохраняет монолитность. Длинный шип и глубокий паз — это технологический козырь евровагонки и имитации бруса «карельский профиль», именно это активно работает на монолитность вашей отделки. Размеры деревянной евровагонки в любом случае полагают ее применение внутри помещений. Толщина евровагонки 12.5 – 15 мм, ширина 96 мм. В целом ее размеры стандартные.
Профиль евровагонка и профиль штиль это вагонка для внутренних помещений. Вагонка для наружных работ имеет не только особые размерные характеристики, но и определённый профиль. Это вагонка из сосны шириной от 121 до 195 мм, имитация бруса или блок хаус, и толщиной она, от 20 до 28 мм. Такое солидное сечение, обеспечит стабильность обшивки.
Типовой профиль вагонки. У нее обычная трапециевидная форма, верх выполнен в виде выпуклого четырехугольника. Передняя кромка снабжена выступающим «шипом», длинной в 5 мм, на задней кромке есть «паз» глубиной в 6 – 7 мм. Он выполнен большего размера, чтобы компенсировать возможное разбухание древесины шипа. Тыльная и лицевая части доски параллельны друг другу. На тыльной стороне, есть две неглубоких продольных «канавки» (желоба), они выполнены, чтобы снизить напряжение в древесине, уровняв напряжение внутренних слоев с внешними. Тем самым, уменьшается вероятность коробления доски.
Фото 5. Вагонка стандарт
Эти досочки отличают видоизменная лицевая трапециевидная часть, она уже чем у вагонки Стандарт, и спереди плавно выгибаясь уходит вниз, продолжаясь в виде «шипа». «Шип» у евровагонки удлинённый 10 мм, задний паз соответственно 11 – 12 мм глубины. Наличие удлиненного 10 мм шипа и соответствующего паза, делает евровагонку, невероятно стабильной к перепадам температуры и влажности. В момент изменения геометрии досок, когда происходит усадка, «замок» пытается разомкнутся. Верхняя полочка заднего паза двигается, отходя от «шипа», а он своей длинной и площадью закрывает пространство под досками и не дает появится щели. На тыльной части вагонки для защиты от коробления, наличествуют две «канавки».
Фото 6. Евровагонка
Если вагонку Стандарт во всех углах выступающей лицевой стороны, снабдить изысканными закругленными фасками, а все остальное, от «шипа» длинной в 5 мм, до «паза» 6 -7 мм глубиной, оставить без изменений, мы получим - вагонку Штиль. Продольные «желобки» на тыльной части панелей Штиль, защищающие их от выгибания, там так же есть.
Фото 7. Вагонка-штиль
Профильная доска для декоративной отделки с лицевой стороной, созданной в виде полукруглого сегмента, имитирующего часть оцилиндрованного бревна. Имеет типовое для вагонки шпунтовое соединение «шип паз. На тыльной стороне вагонки блок хаус, должны быть продольные канавки, для защиты досочек от кручения. В случае если их нет, это целиком вина производителя вагонки. Приобретая вагонку без таких канавок, вы осознано несете риски по ее будущему короблению, то есть кручению -выгибанию и.т.д. У любой вагонки, любого профиля, без этих стабилизирующих канавок, вероятность коробления достаточно высокая. Это физика древесины и ничего больше.
Фото 8. Блок-хаус
Это вагонка, декоративная составляющая, которой, раскрывается в ее названии. Она в установленном виде имитирует стену из бруса. Ее внешняя часть выполнена в виде трапециобразной фигуры, как у профилированного бруса. Панели соединяются на обычный шпунтовый узел. Длинна шипа типовая 5 мм, паз - соответственно. Эти досочки великолепное решение для внутренней отделки, снаружи на фасад, их ставить не рационально. Неизбежная усадка, в агрессивной среде, наградит вашу отделку щелями.
Фото 9. Имитация бруса
Вагонка имитация бруса «карельский профиль» - это интересный пример, как наших глазах происходит эволюция, в одном из сегментов профильной доски для декора. Некий гений, оставшийся широкой публике неизвестным, изучил технический алгоритм стабильности евровагонки. На карельском профиле этот паттерн творчески усилен, и успешно реализован. Длинна шипа «карельского профиля» 15 мм, это на 5 мм больше чем шип евровагонки. «Паз» у него так же увеличен. Его верхняя задняя часть, значительно длиннее нижней. В совокупности с невероятно длинным 15 мм шипом, такой «замок», гарантирует стабильность «карельского профиля».
Фото 10. Имитация бруса "карельский профиль"
С визуальной точки зрения, вагонка Ландхаус, настоящий аристократ среди профильных досочек. Его лицевая часть выполнена в виде сложных, зачастую волнообразных продольных рисунков. Такого можно достичь только, оборудовав станок, специальным комплектом дорогостоящих фрез. Разновидностей рисунка у нее великое множество, есть даже те, что имитируют резьбу по дереву. Смотрится в установленном виде вагонка Ландхаус, необычайно изысканно, стоит закономерно, столь же не дешево. Используется в основном, во внутренней отделке.
Фото 11. Вагонка Ландхаус
Замечательное изобретение производственников и дизайнеров. У двусторонней вагонки нет тыльной стороны, она полностью симметрична по центральной оси. С обоих сторон лицевая сторона. Такое странное техническое решение, это чисто дизайнерский момент, который позволяет делать из двусторонней вагонки тонкие перегородки внутри дома. Подбирать по фактуре рисунок одной панели к другой. Можно более выигрышно расположить мелкие дефекты. В помещениях с перепадами температуры и влажности, скажем в домах с сезонным проживанием двустороннюю вагонку использовать не стоит. Отсутствие компенсационных каналов на досочках, делает их беззащитными перед короблением. По всей видимости, производственники просто махнули на функционал рукой и не стали спорить с дизайнерами, просто выполнили их просьбу.
Фото 12. Двусторонняя вагонка
Фактически точная, как реплика картины известного художника, копия Евровагонки. Там, где трапеция лицевой стороны у евровагонки идет под углом (заостренным) и переходит в шип, у Софт-лайн, край изысканно скруглен. Полочка заднего верхнего паза, такая же удлиненная, как у Евровагонки, но опять же, элегантная закруглена в фирменном стиле Софт - лайн. Все эти мягкие элементы, были выполнены фрезой, еще во время изготовления доски. Длинна шипа у нее такая же, как Евровагонки, 10 мм. На тыльной части, проделаны две параллельные компенсационные канавки.
Фото 13. Вагонка Софт-лайн
Эта наша гостья из-за океана. Вагонка Американка с скошенным на 5 градусов, силуэтом лицевой части. У паза досочка толще, у шипа тоньше. Разница бывает до 8 см. При установке, в смонтированном виде, кажется, что панели идут внахлест. Выглядит очень необычно и красиво. Этот оптический эффект создает наклонная плоскость лицевой стороны. Замковый узел «шип - паз» у нее оригинальный. Передняя часть доски плавно заостряясь переходит в шип, а форма, паза в которую он входит, имеет очень короткую нижнюю заднюю полочку и столь же длинную верхнюю полочку.
Фото 14. Вагонка Американка
Это вагонка склеенная из коротких досочек от 0.2 до 0.8 метра. При условии технически правильной склейки, на микрошип, клеем категории D4, в хороших ваймах, она ничем не отличается от обычной вагонки. Прочность дурпластичного шва такова, что полагает возможность когезионного разрыва, (когда разрушается от нагрузки сама склеиваемая древесина), но не прогнозирует разрушения клеевого соединения. Срощенную вагонку в основном, создают с рачительно - эстетическими целями. Профиль может быть любой.
Фото 15. Срощенная вагонка
Так же вагонка разделена на сорта. Перечислим их тут от высшего, по ниспадающей, к низшим. Экстра, Прима, АВ, ВС, СД. Как было сказано выше, нижнюю границу качества в каждом из сортов, контролирует ГОСТ, на верхнюю может влиять персональное ТУ (технические условия) каждого, отдельно взятого производителя. К слову, ТУ, в невидимых для не специалиста нюансах, достаточно сильно зависит от этичности и клиентоориентированности производителя. Плюс играет серьезную роль порода древесины. К примеру, сорта Экстра нет в северной (архангельской и вологодской) сосне, там градация начинается с первого сорта А (аналог сорта Прима). Сорта Экстра там нет так, как выход этого сорта из северной сосны не более 1 – 2 %. Древесина по своему макроскопическому строению, очень сучковатая. Поэтому, что бы не было путаницы, возьмем за основу сортность и типовое ТУ по ангарской сосне.
В тех породах где он есть. Сибирская лиственница, кедр и ангарская сосна. Сорт Экстра — это безупречность лицевой стороны. На ней нет ни одного сучка. Торцевые микротрещинки возможны. В ширину не больше 0.5 мм в длину не выше 20 мм. Они не могут занимать более 5% по всей пласти.
Фото 16. Ангарская сосна в сорте ЭКСТРА
Фото 17. Сорт Экстра в интерьере
Аналог этого сорта, у ангарской сосны, сорт Прима. Допускает наличие на один погонный метр, сучков следующих типов. Здоровые сросшиеся, полностью и частично, различных оттенков, диаметром до 10 мм. Обычные, здоровые не сросшиеся сучки, диаметром до 6 мм, допускаются в том же диапазоне. Выпадающие сучки не допускаются. Допускаются засмолки, не более одного на погонный метр. Возможны смоляные кармашки, длинной до 50 мм и шириной до 2 мм. Допускаются «вырывы» в районе сучка, глубина не более 1 мм. Возможны торцевые микротрещинки шириной не более 1 мм, длинной не более 50 мм.
Фото 18. Ангарская сосна в сорте ПРИМА
Фото 19. Вагонка в сорте ПРИМА
У ангарской сосны есть сорт АВ и отдельно В. АВ значительно лучше и эстетичнее чем В, но до вагонки 2 - го сорта Прима, он все же не дотягивает. Тут мы пишем про сорт В. Количество сучков не регламентировано, их может быть сколько угодно. Разрешены все виды. Выпадающие – не допускаются. Крень очень большая редкость, но допускается, если не влияет на сборку. Сердцевина и засмолки допускаются. Разрешены смоляные кармашки не более 100 мм длинны и шириной не более 5 мм. Допускается червоточина не более 2 мм. Шероховатость и вырывы в зоне сучков допускаются, глубина не более 2 мм. Возможны торцевые микротрещины не более 2 мм в ширину, и не больше 100 мм в длину. Окраска, синева, прорость – не допускаются.
Фото 20. Ангарская сосна в сорте АВ
Фото 21. Ангарская сосна в сорте АВ
Старый добрый эконом класс. У ангарской сосны, это сорта ВС – С. Все «пороки», которые есть у сорта В, здесь в сорте С присутствуют. Их количество увеличено в два раза. Могут быть выпавшие сучки, но только по кромке доски, то есть в том месте, где они будут скрыты при последующем монтаже. Слово «пороки», взято в кавычки не случайно. В рамках отделки, эти пороки не виляют на механические свойства древесины. Это эстетические элементы природного материала. Настоящие пороки, окраска, синева, прорость, дыры от сучков лицевой стороне, не простроги на ней – не допускаются. Сорт ВС – С это добротный материал эконом класса, который просто нуждается в доработке. И чем она технологичнее, тем лучше будет результат. Есть два вида доработки. РЕПД (ремонт естественных пороков древесины), мудрые заказчики покупающие сорта ВС – С, всегда его делают перед покраской. Наша знаменитая винтажная «Зимняя сказка» лучше всего выходит именно из сорта ВС – С. При правильной обработке, «пороки» становятся, великолепными эстетическими деталями винтажной досочки. Эпичное зрелище, которое надо оценивать не через монитор компьютера, а лично, держа в руках «выкрас».
Фото 22. Кедр в сорте ВС смонтированный на потолок в каминном зале
Выполняя покупку у нас в «ЛесоБиржа», вы получите не только вагонку великолепного качества, но и наполненную уникальными знаниями о древесине, консультацию от наших менеджеров. К договору будет прикреплена памятка с этой информацией. Мы охотно поможем вам с покупкой в Москве и Санкт – Петербурге.